…Если бы папе Леше несколько лет назад сказали, что будет вытворять
Антон в пятнадцать лет, Алексей бы просто рассмеялся. Это их-то
Антошка, который в младших классах занимался бальными танцами, а потом
– футболом, хорошо учился, радовал маму и папу примерным поведением,
будет бродяжничать и после 9-го класса бросит школу?! К сожалению,
случилось именно так. Потянулись месяцы ничегонеделания. Пробовали
устроить парня на работу, но это показалось ему скучным. Антон болтался
целыми днями с друзьями, иногда у них ночевал, иногда куда-то уезжал.
Ничем не занимался. И поражал безграничной необязательностью: чего ни
попросишь, вроде, не отказывал, но не выполнял. Казалось, он не жил, а
безвольно плыл по течению, как упавший в воду листок.
Иногда родителям звонили Антошкины друзья и жаловались, что он взял
взаймы деньги и не возвращает. Родители возмущались, но долги сына
раздавали… Однажды в день оформления квартирной сделки они всей семьей
должны были прийти к нотариусу в заранее назначенное время, о чем сто
раз родители напомнили сыну. И он действительно был дома, только на
полчаса вышел к приятелю, соседу по подъезду, а вернулся… через два
дня. Отец – красноречивый адвокат – не нашел слов, чтобы оценить
поступок сына, а просто вытащил из брюк ремень и выдрал парня…
Что же заставляет подростков вести себя так, будто они с ума посходили?
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭНДОКРИНОЛОГА
Такое поведение принято объяснять поиском своего места в обществе.
Подростки хотят получить права взрослых, но не спешат взять на себя их
обязанности, да и не могут, потому что не готовы. Все это так. Но есть
и другие причины – биохимические.
Любовь Самсонова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры
эндокринологии детского и подросткового возраста ГОУ ДПО РМАПО
Росздрава:
– Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, – дефицит йода.
Им страдают 80–90% населения России – те, кто живет вдали от моря. Йод
не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен
поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы.
Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь,
центральной нервной системы. Недостаточно гормонов – снижается память,
ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание.
Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех
обменных процессов. Безволие, лень, утомляемость – это опять-таки
нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную
работоспособность, но и физическую.
Что делать родителям? Используйте
йодированную соль. И обязательно давайте подростку йодид калия. Он
должен получать не менее 200 мкг йода в сутки каждый день в течение
всего полового созревания, то есть на протяжении 3–5 лет.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПСИХИАТРА
Анатолий Северный, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник
НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров
и психологов:
– У мальчика неустойчивый тип характера. Такие подростки зависимы, идут
на поводу у окружения. Интересов, кроме как "потусоваться", у них нет.
К тому же парень явно переживает кризис мотивации – состояние, которое
у подростков отмечается часто, но, к сожалению, мало изучено. Ребенок
обычно хочет того, чего хотят и ждут от него родители. Ему важно
получить одобрение мамы и папы. В подростковом возрасте эта мотивация
сменяется собственной. Теперь он должен реализовать то, что хочет сам.
Но если родительская мотивация уже отвергнута, а собственная еще не
созрела, подростку ничего не хочется, он делает то, что делает его
ближайшее окружение: идет за тем, кто позовет, живет "за компанию"…
Что делать родителям? Ждать,
пока у ребенка возникнет собственная мотивация. Но не сложа руки, а
постоянно предоставляя ему возможность попробовать себя в каком-нибудь
деле.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ:
• Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут
импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного
мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления
неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.
• Продолжайте любить ребенка, который ведет себя сейчас так скверно,
всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите,
что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему не менее трудно, чем
вам.
• Как можно чаще говорите по душам, без угроз и обвинений. Даже если
вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку
зрения.
• Старайтесь сохранять спокойствие. Потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком – именно вы, человек взрослый.
• Чтобы поддержать душевное
равновесие, используйте прием "изменение видения". Не думайте о
глобальных катастрофах в перспективе: "станет наркоманом", "пойдет на
панель"… Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего
общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.
|